По последнему льду с оживлением жизни под водой амплитуду колебаний мормышки можно увеличить, количество колебаний уменьшить, а вертикальную составляющую подъемы и опускания выполнять быстрее.
Необходимо также учитывать повадки той рыбы, которую собираетесь ловить. Известно, например, что окунь охотнее клюет на мормышку, которая колеблется с большой амплитудой и довольно быстро передвигается по вертикали. Совсем по-иному надо играть мормышкой при ловле леща и плотвы. Он не станет за ней гоняться, по этому поднимать и опускать ее необходимо медленно, амплитуда колебаний должна быть очень небольшой. Часто бывает так: играющую приманку лещ не берет, поклевка следует в тот момент, когда игра прекратится, или несколько секунд спустя. Порой такое же пристрастие проявляет и плотва.
На водоеме необходимо опытным путем подбирать тот вид игры мормышки, темп и ритм ее движения, которые в данном конкретном случае принесут успех. Поэтому единого правила и рецепта от бесклевья нет — есть лишь основные понятия и приемы, которые желательно знать. Итак, об основных приемах игры мормышкой:
1. Мормышку быстро опускаем на дно, стучим ей о дно 3–4 раза. Потом натягиваем леску так, чтобы кивок был полусогнут, а мормышка не отрывалась от дна. От шевеления по дну поднимается небольшое облачко мути, которое замечает рыба и подходит к этой точке. После 5-секундной паузы, если не произошла поклевка, можно медленно приподнять мормышку на 5–7 см с игрой, затем опустить на дно, выдержать 5 сек и вновь повторить удары о дно, в количестве 4–6 раз. Пауза после постукиваний может достигать и 2–3 мин. Особенно это по нраву лещу.
2. Опускаем мормышку до дна, приподнимаем ее на 1–3 см и начинаем медленный подъем с дрожью кончиком удильника в темпе 90–120 раз в минуту и амплитудой 0,5–1 см. Через каждые 5 см останавливаем подъем и продолжаем игру на этом уровне, либо делаем паузу. Поднимаем на высоту до 70 см, затем опускаем для нового цикла. После 3–4 циклов темп ускоряем или же меняем лунку.
3. Пошевелим мормышку на дне, постучим о дно 5–10 раз и начинаем игру в быстром темпе и с амплитудой 1–1,5 см и плавным подъемом. Подъем производите на высоту 50 см, затем пауза 2–3 сек, после чего опускаем мормышку до дна на согнутом слегка кивке. После 3–4 циклов следует изменить темп, уменьшить амплитуду и поднять мормышку выше.
4. Очень медленно опускаем мормышку от самой лунки на дно, без игры, но с 3–4 секундными паузами через каждые 30–50 см. После достижения дна производим медленный подъем без игры. Спустя 3–4 цикла этот прием можно провести с игрой маленькой амплитуды и высокой частоты — 120–300 в мин, Темп колебаний можно и нужно менять в поиске лучшего на данный момент, но изменения следует вносить после окончания одного цикла. Изменения темпа во время подъема могут быть плавными. Если получился сбой с темпа, лучше снова начать подъем мормышки со дна.
5. Опускаем мормышку до дна, медленно поднимаем на 15–20 см, где в течение 15–20 сек придаете ей колебания, затем останавливаете на 3–5 сек. Если поклевок не последует, повторяем эту игру на другой высоте.
6. Мормышку кладем на дно, а через несколько секунд начинаем подъем на 15–20 см с игрой, затем снова опускаем на дно и опять начинаем подъем с мелким подергиванием.
7. Определив глубину, начинаем плавно без игры опускать мормышку. В 50–100 см над дном спуск останавливаем, выполняем игру. Мормышку опускают на 3–5 см и даем паузу в 2–3 сек, иногда во время паузы чуть-чуть ее покачиваем. Достигнув дна, пошевеливаем мормышкой, даем такую же паузу и медленно поднимаем до верхнего уровня, чтобы повторить цикл заново. Достаточно 3–5 циклов.
8. Подъем со дна производим медленно и все время плавно покачиваем кончиком хлыстика в темпе 10–20 раз в минуту с амплитудой 2–3 см. Останавливают подъем через 15–20 см на 3–5 сек. Выше полуметра можно не поднимать. Спуск делаем так же, как и подъем. Шевелим мормышкой на дне и все время медленно передвигаем кончик хлыстика от края к краю лунки. Такая игра очень нравится подлещику.
Как говорилось выше, на игру влияют и множество второстепенных факторов. Это длина и жесткость хлыстика, кивка. В качестве последнего я использую только лавсановые кивки собственного изготовления. Каждый кивок подгоняю под определенный размер мормышки таким образом, чтобы при нагрузке мормышки кивок имел форму гиперболы.
Из 10 сделанных кивков рабочими оказываются 4–5. Это проверяется на водоеме. И не по количеству поклевок, а по способности выполнять желаемую игру. Длина тоже имеет значение. Если для ловли окуня и плотвы она составляет 4–6 см, то для ловли подлещика и леща — до 10–12 см. Это очень существенно сказывается на игре.
То же самое — глубина ловли. Чем глубже, тем больше будут поглощаться колебания. Параллельно длина лески и ее толщина за счет трения неизбежно сглаживает игру, превращая ваши изгаляющиеся колебания в слегка заменые шевеления приманки. В сильный мороз это трение увеличивается еще и из-за поверхностной температуры воды в лунке. Она становится вязкой как кисель.
Каждый мормышечник держит удочку по-своему. С опытом у каждого вырабатывается свой хват. Я часто замечаю у некоторых очень невыгодные для придания разнообразной игры положения рук.
Чтобы рука при игре уставала меньше, ее следует фиксировать на бедре, упираясь в него запястьем и скользя всем предплечьем по бедру (при условии что вы ловите с ящика). Таким образом, рука у вас будет уставать меньше.
Если же предполагается слишком активная игра мормышкой, удочку целесообразнее фиксировать двумя руками. Также одна рука опирается на бедро чуть выше колена, а другая, прижатая локтем к телу, придерживает и фиксирует другую руку. Во время вертикального перемещения мормышки надо замечать, на каком уровне чаще следуют поклевки, и затем ловить именно на установленной глубине, изменив спуск лески или уровень положения удочки таким образом, чтобы было удобно фиксировать поклевку и делать своевременную подсечку.
Для придания высокой частоты колебаний я использую варианты:
— соударение хлыстика с пальцем противоположной руки;
— движение хлыстика между указательным и среднем пальцем другой руки с одновременным подъемом обеих рук.
Влияние оказывает и угол наклона удочки, хлыстика и кивка. При использовании аналогичной оснастки сменой этого угла с горизонтального на вертикальный и наоборот можно добиться совершенно разной игры. При горизонтальном положении удочки упругость кивка сглаживает все движения, и игра получается более плавной. Чем ближе положение удочки к вертикали, тем меньше реакция кивка — движения мормышки становятся более резкими.
Игра с опущенным вертикально и вниз кивком дает совершенно другие колебания, что нередко привлекает рыбу. Особенно часть этот прием проводки срабатывает при ловле плотвы и пассивного окуня.
Юрий Савицкий "Рыбалка на Руси"
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Иногда хочется порадовать своих друзей чем-то особенным, приготовит изысканное и...
21 Фев 2014 Рыбная кулинария.
Заказав сашими из фугу в Японии можно расплатиться за него...
15 Янв 2014 Рыбная кулинария.
Очень вкусная и деликатесная рыбка, с нежным мясом, ценность...
15 Янв 2014 Рыбная кулинария.
Путешествую по Европе можно попробовать необычный деликатес из рыбы –...
20 Ноя 2013 Рыбная кулинария.
Фаршированная щука – блюдо роскошное, царственное. К тому же очень...
20 Ноя 2013 Рыбная кулинария.
Сазан, дикая форма карпа, обитает в пресноводных водах, самая...
20 Ноя 2013 Рыбная кулинария.
Горбуша – ценная промысловая рыба, обладающая вкусным и очень полезным...
20 Ноя 2013 Рыбная кулинария.
Чтобы легче очистить рыбу с плотной чешуей, например речной окунь,...
20 Ноя 2013 Рыбная кулинария.